geschaft_macher (geschaft_macher) wrote,
geschaft_macher
geschaft_macher

Categories:

Анатолий Пинский. Автоинтеграция

...после того, когда мир признал и осознал феномен Холокоста, антисемитизм исторически вступил в фазу своего исчерпания и обнуления. Это факт. Если европейские революции 19 века, начиная с наполеоновской Франции, поставили в повестку дня вопрос о равных правах для евреев, то сегодня законодательство практически всех развитых стран содержит строгие санкции за антисемитизм. Антисемитизма сегодня практически нет в стране проживания крупнейшей и сильнейшей еврейской общины, в США; антисемитизм сходит на нет в ранее классической антисемитской стране, в России; антисемитизм просто как слово немыслим в Германии.
...
...государство Израиль, особенно на первых порах своего становления, взяло на себя не очень-то благовидную роль, всячески пытаясь дискредитировать понятие «галутного еврея» и языка идиш, пытаясь буквально продавить свой тезис «отрицания диаспоры». С прагматической точки зрения можно понять, что молодое государство, боровшееся за становление собственной новой идентичности, вело такую политику, но с моральной и исторической точки зрения такую политику нельзя принять. Порой она доходила до немыслимых форм.

На Шестой конференции Гистадрута Бен-Гурион сделал выговор Ружке Корчак, участнице восстания в Виленском гетто, за то, что она сделала свой доклад на «чужом и режущем слух языке», то есть на идише. Мне передавали слова Бен-Гуриона, который в начале 40-х годов на вопрос о том, почему он не делает все возможное для спасения ашкеназских евреев от истребления, ответил: «Для меня хорошая дойная корова в Палестине дороже сотни пейсатых». Ицхак Табенкин изрек: «Ужасна скорбь о десятках тысяч убиенных, не менее ужасен позор нашей слабости». Хаим Вейцман как-то выразился о евреях, уцелевших в лагерях смерти и прибывших в Палестину, как о «пыли человеческой». История, в конце концов, разрулила и эти вещи. Но быть в курсе и помнить о них – необходимо.

Понадобилось 40 лет, чтобы в 1995 году раввинат Израиля в 1995 году вычеркнул из поминальной молитвы, произносимой в День памяти Катастрофы и Героизма, слова «…шли как овцы на убой».

Авторитетный профессор Иерусалимского университета Эли Барнави подвел черту в начале XXI века: «Сионизм сегодня? Не более чем куча идеологического хлама…».

Вековечный вопрос: а кто, в сущности, является евреем? Ответ на него очень труден и, одновременно, очень прост. Очевидно, что сегодня еврей вовсе не обязательно должен быть религиозен в ортодоксальном смысле, не обязательно должен носить пейсы, делать сыну брис на 8-й день или не звонить по телефону в субботу.

Понятно, что значительное влияние на этот вопрос оказал израильский «Закон о возвращении», учитывающий нормы Галахи. Для множества людей всех стран здесь сильно играла сама ситуация возникновения государства Израиль – как новой и явно предельно авторитетной инстанции: «Ну, если само еврейское государство так решило про евреев…». Согласно Закону о Возвращении и Галахе, евреем является тот, у кого мать была еврейкой, – плюс тот, кто прошел «конверсию» (гиюр).

Можем ли мы сегодня удовлетвориться этими нормами? Крайне сомнительно. Чем отец-еврей, в отношении еврейства ребенка, менее полноценен, менее «евреен», чем мать-еврейка? Непонятно. Много более глубокое определение, более универсальное и одновременно более точное, дала Анна Франк: «Евреем может считать себя всякий, кто страдает».
Лучший и наиболее точный ответ на вопрос о том, кто является евреем, дал Сартр: «Евреем является тот, кто считает себя евреем». Этот ответ исходит из центрального момента проблематики, а именно из момента идентификации.

Очень важно, что для этой идеи имеется серьезный исторический прецедент. В период сильной иммиграции середины 50-х годов в Израиль приезжали сотни тысяч людей, не являвшихся евреями в строгом смысле Галахи. В марте 1958 года министр внутренних дел Бар-Ехуда (партия Поалей Цион) издал директиву для служащих регистрационных ведомств: «всякое лицо, чистосердечно декларирующее свое еврейство, следует регистрировать как еврея, не требуя от него иных доказательств».
Дальше, правда, ситуация развивалась не просто. Эта директива вызвала волну негодования среди религиозных кругов, и уже в июле 1958 г. правительство несколько изменило директиву, добавив в нее условие «… и не принадлежит к другому вероисповеданию».
Тогда Бен-Гурион обратился к 50 мудрецам, проживавшим как в пределах Израиля, так и вне его, с тем же вопросом: «кто есть еврей?». 45 из них согласились отвечать на этот вопрос, 5 отказались; 37 заявили, что согласны с определением Галахи.

Знаменитый Артур Кестлер (еврей по рождению) в 50-х годах сформулировал жесткий силлогизм – после создания Государства Израиль «еврейский вопрос» снят с повестки дня, поскольку теперь у евреев нет оснований каждую субботу мечтательно молиться о том, чтобы на следующий год оказаться в Иерусалиме. В течение почти двух тысяч лет оказаться в Эрец Исроэл «ибер айн юр» было невозможно, – а после 1948 года стало возможным. Тогда чего уж тут молиться, надо ехать.

Одна из кардинальных проблем заключается в том, что еврейство на сегодня не имеет единой Всемирной Инстанции, могущей, в качестве субъекта международного права, говорить от имени евреев всего мира, от еврейского народа как целого. От имени евреев (и, кстати, не только евреев), проживающих в Эрец-Исроэл, представительствует Государство Израиль, но более половины евреев проживает в иных странах, – и, следовательно, народ в целом не имеют представительного органа. Это свидетельствует о том, что великая и естественная для любого народа историческая задача – задача интеграции – для еврейства еще не решена. Никто, кроме самих евреев, эту задачу не решит и решать не будет.

Автоинтеграция. Опыт современной постановки еврейского вопроса
Опубликовано в журнале «Корни» № 30, стр. 5-24


Пинский Анатолий Аркадьевич – род. в 1956 г. в Москве. По специальности физик, 30 лет работает в сфере образования. Кандидат педагогических наук, более 150 публикаций, 12 монографий. Основатель (1992) и директор Московской вальдорфской школы. В 2001-2004 – советник министра образования России, руководитель ряда федеральных проектов реформирования российского школьного образования (профильная школа, школьные управляющие советы). В настоящее время – директор НПО «Евро-класс», руководитель Научно-образовательного Центра Высшей школы экономики.
В 2004 г. создал ансамбль еврейской песни «Дона» (компакт-диски «Der Erster vals», 2005; «Zun Mayove», 2006). С 2005 г. – инициатор и директор Московских международных фестивалей еврейской музыки.

Tags: Анатолий Пинский, евреи о себе, постсоветская Россия, сионизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments